Praga Mystica

Перейти вниз

Praga Mystica

Сообщение автор Mistr в Пт Авг 19, 2011 4:51 am

Название «Praga Mystica» (Мистическая Прага) навеяно одноименным сочинением гуситского священника Яна Бехиньки. Красочное описание Праги времен Владислава Ягелло появилось в период между 1503-1507 гг. Его сила основана на эффектном использовании символов в описании города:


Вышеград

«Дело в том, что какова Старая и Новая Прага, Мала Страна, такова и вера, каков Град, такова и надежда, каков Вышеград - такова любовь пражан, каковы ворота - такова умеренность, какие костелы и монастыри - такова осторожность, искусство и мудрость, каковы виселицы и позорные столбы, таково правосудие, какова стена - такова сила, т.е. терпение, каков мост - таков и договор, какая река, такова и война, сопротивление врагам Праги».

Бехинька, духовник при костеле св. Аполинария на Новом Месте пражском, мог с возвышенного места поблизости от городских крепостных стен и Вышеграда видеть всю Прагу как на ладони. Он заметил, что положение города на местности, его форма, ворота и вся компоновка его храмов имеет свой скрытый смысл. Архитектура не является следствием чисто механического размещения зданий на местности.

Город является символом духовных наук его основателей. Он получает качества, которые возвращает своим жителям. Крепостные стены служили не только для охраны города, но также выражали единство и духовную связность. Они обладали магической силой, как заколдованный круг, который рисует вокруг себя маг при проявлении неизвестных сил. Поэтому у Бехиньки стены - символ силы и терпения.

Не случайно старая пражская архитектура вызывает у нас особое священное чувство. Сегодня может показаться, что архитектура утрачивает свою священную миссию облагораживать и вдохновлять. Прагматичные правители Праги прошлись бульдозером по многим старым святыням, внесли хаос в стародавний город.

К счастью, большая часть творения Карла IV уцелела, и его «Новая Прага» со своими тремя большими площадями - Карловой, Вацлавской и Сеноважной - вместе с великолепным собором и мостом продолжает излучать сильную мистическую энергию. И именно кафедральный костел, первая из пражских святынь, представляет, согласно Бехиньке, осторожность, или искусство и мудрость, а мост - соглашение или договоренность.

Бехинька в своем описании Праги с интересом наблюдает за окружающим миром, проникает под поверхность и ищет скрытые связи. Он напоминает, что познать Прагу - означает проникнуть за каменные стены и погрузиться в наполняющую ее загадочную и призрачную атмосферу.
avatar
Mistr
массовая галлюцинация

Сообщения : 191
Дата регистрации : 2011-08-15

Посмотреть профиль http://praha.web-rpg.com

Вернуться к началу Перейти вниз

Мать городов

Сообщение автор Mistr в Пт Авг 19, 2011 9:20 am

Прагу называют Матерью городов - Mater Urbicum. Также ее можно рассматривать как перекресток, лежащий в сердце Европы, как перекресток судеб и судьбоносных событий. С ней связаны судьбы трех известнейших римских императоров: Карла IV, его сына Зигмунда, Рудольфа II.


Европа в виде императрицы с Прагой,
находящейся ее на груди. 1492 год


Городу Прага соответствует число судьбы 8 - бесконечность и вечность. Как перекресток перекрестков, оно создано двумя крестами. Можем его рассматривать как восемь лучей судьбы города, как символический крест или восьмиугольник, восьмиконечную звезду, озаряющую весь континент.

В то время как нечетные числа считаются благоприятными, четные являются символом разделения, борьбы с роком, тяжести судьбы и темных намерений. В числе восемь в архитектуре города сплетаются благотворная мистика и черная магия, слышатся далекие отголоски братства розенкрейцеров, восьми братьев Розы и Креста, вписавших себя в судьбу города во время правления императора Рудольфа II.

Деление Праги на 4 и 8, т.е. на перекресток и перекресток перекрестков, представлено на многих пражских постройках. Ведь и башня костела св.Аполинария, где Ян Бехинька (Jan Bechynka) писал свой трактат Praga Mystica, восьмигранный. Также и соседний костел Девы Марии и Карла Великого восьмигранный в плане, как и другие архитектурные начинания Карла IV.


Вацлав Янса. Костел Девы Марии и Карла Великого

Мистика числа 8 отражается не только в постройках, но и менее заметных объектах. Например, в восьмиконечных звездах на потолке капеллы св.Креста на граде Карлштейн, одного из самых святых мест Чешской земли.

Центр символического креста города Праги создают Пражский Град - государственная резиденция, Петршин - священная гора и Мала Страна - самая старая часть города, где находился первоначальный рынок. Главной осью этого воображаемого креста является соединительная линия между местами, связанными с началом и концом династии Пршемысловичей.

На севере Праги Левый Градец, откуда старший из исторических Пршемысловичей перенес свою резиденцию на Пражский Град. На самом юге города находится Збраслав с монастырем, основанным последним великим Пршемысловичем Вацлавом II, где покоится последний из династии, включая Элишку Пршемысловну, мать императора Карла IV.

Другую ось, соединяющую восток с западом, составляют две пражские «горы». Памятник на вершине Виткова играет роль римского храма Марса. С нее бог войны Марс в образе полководца Яна Жижки, достигшего на этом месте своей судьбоносной победы, смотрит на город. Не очень приметный памятник на вершине Белой горы, наоборот, напоминает о самом мрачном военном конфликте.

Корни города
Память города включает как действительную информацию, так и призрачные видения, она состоит из сознательной и подсознательной части, находится на пороге между днем и ночью, между историей и легендой. Этот призрачный, фантастический характер города отражается в его архитектуре.


Княжна Либуше пророчествует славу Праги

Город помнит происхождение своего имени и знает, что оно может включать в себя очень много. Чешская метрополия называлась и порогом, который открывает дверь в прастарую Прагу, перекресток торговых путей, проходящих по выжженной земле и местом с порогами на реке. О происхождении имени Прага ведется много дискуссий. Некоторые относят его к славянскому слову «пороги», т.е. пороги на реке. Другие видят его происхождение от кельтского braga, означающего крепость.

Мифическая традиция склоняется к происхождению имени Прага от старых записей Космаса. Ян Бехинька, священник утраквистов, в начале 16 века написал в сочинении Praga mystica: «Прага происходит от слова порог, который первый ставится в доме, как написано в чешских хрониках, что от вкопанного порога она и взяла свое имя»
avatar
Mistr
массовая галлюцинация

Сообщения : 191
Дата регистрации : 2011-08-15

Посмотреть профиль http://praha.web-rpg.com

Вернуться к началу Перейти вниз

Принятие христианства

Сообщение автор Mistr в Пт Авг 19, 2011 9:27 am

В течение 9 века отдельные княжества объединились под управлением князя Борживоя. Согласно легенде, Борживой признал своего мощного восточного соседа и правителя князя Сватоплука своим правителем. В резиденции Сватоплука на Мораве Борживой и его супруга Людмила приняли крещение от самого вероучителя Мефодия. В конце 9 века князь Борживой перенес свою резиденцию из Левого Градца в Прагу, и Пражский Град стал более, чем на 400 лет правительственным центром Пршемысловичей.

Приход рода Пршемысловичей как первой правящей семьи из рода Чехов связан с интересной компоновкой территории. Пршемысловские городища расположены по кругу. Переносом главной резиденции Пршемысловичей в Прагу и строительством новых городищ по сути был обновлен «магический круг» прастарых святынь.

Хотя это было сделано с целью обороны, тем не менее практическая задача была подкреплена скрытой мощью магического круга. Новые городища Тетин на Бероунке, Лштени на Сазаве, Либушин на краю кривоклатского леса, Мельник и Стара Болеслав на Эльбе дополнили более старые городища Будеч и Левый Градец. Символически можно считать, что Борживой «вступил в центр священного круга» и таким образом получил магическую мощь над центром Чешской котловины, бывшей тогда духовным центром.


Представление Пражского Града
на «вершине морской свиньи», т.е. дельфина


Своим входом на священную вершину Пражского Града Борживой соединил духовный и правительственный центры, установив постоянную власть одного рода во всей стране. Вероятно, для примирения с Великой Богиней Борживой велел построить на священной вершине костел Девы Марии - самую старую каменную постройку Пражского Града.

Космас называет вершину Пражского Града «вершиной морской свиньи», т.е. дельфина, представляющего не только бога Солнца Аполлона, но и Венеру, рожденную из морской пены. Священный холм превратился в правительственную резиденцию и стал символом чешской государственности.

Со времен Борживоя Пражский Град занимает положение на отроге, который выдается, как длинный язык, из Белогорского плато. С южной стороны он круто сбегает к Малой Стране. С севера его охраняет овраг ручья Бруснице, нынешний Олений ров (Jeleni prikop).

С западной стороны естественный ров отделял Град от Градчанской площади. На востоке Град заканчивался opysem (опиш) - хвостом, о чем напоминает название улицы Na Opysi. Название связано с необычным именем вершины, которую приводит Космас как «верх морской свиньи», т.е. дельфина.

Загадочный бугор Жижи


Вид на костел св.Вита и гранитный обелиск

Собрание рода Чехов было гарантией справедливости. Оно избирало своего «короля», следившим за соблюдением «правды». Главным местом святого пространства был холм Жижи, на котором находился каменный престол чешских князей, или «каменный трон». Имя Жижи, вероятно, свидетельствует о жаре огня языческих жертвоприношений.

Взгляды о его точном месте разные. Несомненно, что она была на территории нынешнего собора св. Вита или в непосредственной близости от него. Чаще всего называют площадь У св. Иржи, бывшую ротонду св. Вита, сегодня скрытую фундаментами храма, а в первую очередь место, где в нале 20 века был возведен гранитный обелиск.

Престол служил для возведения на трон предводителей рода и князей в течение нескольких столетий, до конца 12 века. Садясь на трон, правитель этим символическим жестом соединяется с землей, которая ему доверена, и за которую он становится ответственным. Дух священных ритуалов живет и ныне. Вновь выбранный президент выходит на возвышенное место, балкон, поблизости от обелиска около храма.

В 10-12 веках наличие каменного престола укрепило значение Пражского Града как резиденции правителей. Возможно, именно из-за трона Вратислав II не смог перенести резиденцию князей на Вышеград. Каменный престол не может быть перенесен, потому что сразу утратит свою магическую силу.
avatar
Mistr
массовая галлюцинация

Сообщения : 191
Дата регистрации : 2011-08-15

Посмотреть профиль http://praha.web-rpg.com

Вернуться к началу Перейти вниз

Святой Вацлав

Сообщение автор Mistr в Пт Авг 19, 2011 9:31 am

Вацлав - сын князя Вратислава I и княжны Драгомиры, родился около 907 года. В 924 году он принял власть в нестабильной области. Брат Вацлава Болеслав стал зачинщиком нападения, и Вацлав был убит утром 28 сентября 935 года по дороге на утреннюю молитву в костел в Старом Болеславе. Болеслав немедленно захватил власть.


Шлем святого Вацлава

Значительная роль святовацлавского культа принадлежит шлему святого. Как минимум его ободок и наносник происходят со времен Вацлава. Это должен быть тот шлем, который, согласно преданию, помог святому выиграть битву с князем Радиславом.


Палладиум земли Чешской

У Вацлава был верный слуга Подивен. Его имя связано с Палладиумом - священным предметом, охраняющем Чешскую землю от врагов. Св. Мефодий сделал металлическую иконку Девы Марии с Сыном и подарил ее св. Людмиле. После ее смерти св. Вацлав унаследовал иконку и носил ее на груди. После убийства Вацлава его слуга Подивен снял с него иконку и спрятал от осквернения. Позже враги настигли Подивена и убили его. Око 1160 года иконку выкопал в поле крестьянин и преподнес староболеславскому капитулу. На месте находки, недалеко от места убийства Подивена, была поставлена часовня. Во время гуситских войн она была сожжена, а иконка уничтожена. Часовня была восстановлена, а иконка воссоздана неизвестным мастером по сохранившимся описаниям. В начале 17 века в Старом Болеславе для Палладиума был построен большой храм Успения Девы Марии.

В фундаментах собора св. Вита на Пражском Граде находятся остатки ротонды cв. Вита, которую вроде бы основал сам св. Вацлав около 925 года. Св. Вацлав был похоронен в южной апсиде ротонды. Карл IV велел его останки изъять и похоронить в новом алтаре, а череп поместил в отдельный реликварий. Само место могилы осталось в сущности неизменным. Апсида находилась прямо под нынешней часовней св. Вацлава.

Костел св. Вацлава в Просеке - часть Святого пути, по которому перевозили тело мученика из Старого Болеслава на Пражский Град. Костел был частью Святого пути. В 17 веке по сторонам дороги были построены часовенки на расстоянии друг от друга, равном длине Карлова моста. Дорога вела от места убийства через Карлов мост к захоронению св. Вацлава в храме св. Вита.

Ангелы в Праге



Ангелы - символы невидимых сил, посредники между миром людей и Богом. Прагу с ангелами связывает предание о Староновой синагоге. Предки пражских евреев построили ее еще две тысячи лет назад, после уничтожения Второго храма в Иерусалиме. Тесаные блоки из обломков иерусалимской святыни, вероятно, перенесли в Прагу небесные ангелы и построили прекрасный молитвенный дом.

Ангелы вошли в легенду о св. Вацлаве. Самая старая из легенд 1230-1250 гг. рассказывает, что Вацлав был приглашен императором Генрихом на дворянское собрание. Вацлав опаздывал, император разгневался и приказал князьям ни в коем случае не уступать опоздавшему место под страхом быть обезглавланными. Вацлав прибыл на третий день собрания, а когда вошел в зал, то ко всеобщему удивлению место ему уступил сам император. Оказывается Генрих увидел сияющий крест на челе входящего Вацлава, которого сопровождали два огромных ангела.

После собрания император предложил Вацлаву разные богатства, но тот попросил время подумать. Во сне Вацлаву явился св. Вит, поэтому на следующее утро гость попросил святую реликвию - кость руки останков св. Вита, которую он получил со словами «Вот рука в знак нашего союза». Для этой реликвии св. Вацлав построил в Праге ротонду.
avatar
Mistr
массовая галлюцинация

Сообщения : 191
Дата регистрации : 2011-08-15

Посмотреть профиль http://praha.web-rpg.com

Вернуться к началу Перейти вниз

Возрожденная Прага

Сообщение автор Mistr в Пт Авг 19, 2011 9:39 am

8 марта 1348 года Карл IV выдал документ об основании новой части Праги, так называемого Нового места пражского. Спустя две недели был положен закладной камень нового поселения. Около 360 га было окружено 3340 м крепостных стен, причем крепостные стены Старого Места не исчезли, а самоуправление обоих городов не было объединено. Здесь проявилось соперничество с более старой частью Праги. Во время правления Карла IV Прага занимала около 700 га.

Название Нове Место (Новый Город) выражает намерение Карла IV создать новый центр христианской жизни, как его описывает последняя книга Библии Откровение св. Иоанна. Название означает Новый Иерусалим. План Нового Места был навеян идеальным планом небесного Иерусалима, а также отображал представление Праги как представительского города-резиденции, столицы королевства и центра святой Римской империи. Геометрическая ориентация храмов, площадей и улиц, их взаимое расположение и числовая символика их пропорций насыщены глубокой мистикой.

По сравнению с густонаселенным северным Старым Местом новая концепция Карла была полна открытых пространств и более «зеленая». С помощью Нового Места Карл соединил два пражских замка - Пражский Град на северо-западе и Вышеград на юго-востоке.


Вид на Вацлавскую площадь от бывших Конских ворот (до 1886 г.)

Основой Нового Места были три центральных пространства, которые дошли до нас как Карлова, Вацлавская и Сеноважная площади, ранее имевшие названия Скотный, Конский и Сенной рынки. Вацлавская площадь имеет необычную длину - 680 м, сегодня функционирует как главная улица. Как радиальная улица, она является продолжением оси, пересекающей Старе Место с северо-запада на юго-восток. Это главный вход в город с Королевских виноградников.

Когда в 19 веке были снесены старые крепостные стены, пражские архитекторы сохранили исходную схему Карла. Новые улицы привязывали к старым. Новые мосты соединяли главные улицы на обоих берегах Влтавы, причем главное значение отводилось Карлову мосту. Еще 100 лет назад архитекторы учитывали концепцию Карла. Сецессия как последний архитектурный стиль еще несла в себе мистические тайны. После II мировой войны со священной архитектурой уже не считались.

Одновременно со строительством Нового Места ожил и ветшающий Вышеград, который соединился с Прагой благодаря ее расширению. Карл не только достроил Вышеград, но и включил его в коронационный путь чешских королей. Отсюда торжественная коронационная процессия направлялась через Нове Место и Каменный мост, ныне Карлов, на Пражский Град.
avatar
Mistr
массовая галлюцинация

Сообщения : 191
Дата регистрации : 2011-08-15

Посмотреть профиль http://praha.web-rpg.com

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Praga Mystica

Сообщение автор Mistr в Пт Авг 19, 2011 9:40 am

Карта Праги 1825 г.

avatar
Mistr
массовая галлюцинация

Сообщения : 191
Дата регистрации : 2011-08-15

Посмотреть профиль http://praha.web-rpg.com

Вернуться к началу Перейти вниз

Карлов мост

Сообщение автор Mistr в Пт Авг 19, 2011 9:48 am

Каменный мост через реку Влтаву получил название Карлов в конце 19 века. Этот второй каменный мост Праги был не только серединой так называемой Королевской дороги, но также и частью первоначального «святовацлавского паломничества», ведущего из Старого Болеслава на Пражский Град, куда направлялась процессия, перевозившая тело мученика. Святовацлавскую дорогу окаймляют часовенки, расстояние между которыми равно длине Карлова моста. Она начинается в костеле Успения Девы Марии, а заканчивается у могилы святого в храме св. Вита. Посреди дороги находится костел св. Вацлава в Просеке - важный памятник романской Праги. Дорога от Болеслава на Град - символический путь от Земли к Солнцу, от места, обремененного насилием, к священному месту, от сына человека к сыну Божьему.


Карлов мост


Костел св. Вацлава на Просеке

Карлов мост в 1357 году заменил первоначальный Юдитин мост, который обрушился в 1342 г. Он был освящен, как и костел, в честь св. Вита. Скульптура святого возвышается над фасадом Староместской мостовой башни, которая, как Староместский конец моста была смещена относительно первоначального Юдитиного моста примерно на 40 метров к югу. Выход моста на Малостранской стороне был соблюден. Уровень моста был поднят более чем на 4 метра. Это было необходимо для реализации совершенно конкретного замысла.


Первая чехословацкая марка 1918 г.

Дело в том, что император Карл создал сцену летнего солнцестояния, которую можно наблюдать и сегодня из арки Староместской мостовой башни. 21 июня из арки Староместской мостовой башни хорошо видно, как солнце заходит прямо за храмом св. Вита. При этом оно постепенно касается большой башни, освещает окно главного алтаря, а последние лучи появляются за восточной стеной собора. Таким образом Карл оживил давнюю дохристианскую традицию, зашифрованную в подобном звучании имен Вит и Свантовит, а также в родовом имени Карла Люксембург (Свет и крепость) - крепость света в игре света. Этот замысел Карла заметил гроссмейстер Вольных каменщиков художник Альфонс Муха, увековечивший закат солнца в день солнцестояния на первой чехословацкой марке.


Вид на Староместскую мостовую
башню и Пражский град



Траектория захода солнца в день
летнего солнцестояния



Восточная сторона Староместской
мостовой башни


Следующий интересный факт в том, что Староместская мостовая башня находится на прямой оси, ведущей через ротонду св. Креста к ротонде св. Мартина на Вышеграде. Обращение Карла к старинным традициям включил в обновленную функцию и вторую пражскую крепость - Вышеград. Длина Карлова моста 516 м, ширина почти 10 м. Его закладка состоялась 9 июля 1357 года, точно в 5 час. 31 мин., во время конъюнкции (соединения) Солнца и Сатурна и асцендента в знаке Льва - геральдическом знаке Чешского королевства. Числовое выражение точного времени закладки первого камня моста создает симметричное число из нечетных цифр 135797531


Вацлав Янса. Ротонда св. Креста


Ротонда св. Мартина на Вышеграде
avatar
Mistr
массовая галлюцинация

Сообщения : 191
Дата регистрации : 2011-08-15

Посмотреть профиль http://praha.web-rpg.com

Вернуться к началу Перейти вниз

Мостовая башня

Сообщение автор Mistr в Пт Авг 19, 2011 10:50 am

Можно только догадываться, собирался ли Карл IV сделать Староместскую мостовую башню самой выдающейся в Европе. В любом случае, она выполняла много функций. Она стала своеобразной триумфальной аркой по направлению из Старого Места на Пражский Град. Она стала вратами, через которые пересекали реку и вступали на Малу Страну, а далее на священный холм с правительственной резиденцией и кафедральным собором.


Западный фасад Староместской башни


Восточный фасад Староместской башни

Скульптурный декор западного фасада башни (со стороны моста) был уничтожен шведами во время Тридцатилетней войны. Он был посвящен Деве Марии, и на нем изображалась «жена, облеченная в солнце» из последней книги Библии - Откровения Иоанна Богослова.

На восточной стороне башни расположены фигуры императора Карла IV и его сына Вацлава IV, императорская орлица и чешский двухвостый лев. Между правителями на модели моста стоит св. Вит - покровитель моста и кафедрального собора. Далее находятся 8 знаков стран, которые в 1373-1377 году входили в состав Чешского королевства. Здесь св. Войтех и св. Зигмунд, а также 4 венка с зимородком, символом Вацлава,сына Карла.


Восточный фасад Староместской башни

Зденек Горский в своем символическом толковании башни делит ее на 4 горизонтальные сферы: земную, лунную, солнечную и звездную. Первый этаж земной зоны соответствует стихии земли, второй, лунная сфера - водной, солнечная сфера - воздушному, последний этаж, высшая звездная сфера - огненной стихии. 28 крабов в лунной части соответствуют 28 дням лунного месяца. На башне можно увидеть и многие другие астрологические и астрономические ссылки. Например, высота полуденного солнца в день летнего солнцестояния позволяет его лучам на восточном фасаде башни отбросить тень, соединяющую фигуру льва со святовацлавской орлицей, с правого верхнего угла его герба, а потом тень снова возвращается наверх. Это соединение тенью является диагональю прямоугольника с пропорцией сторон 1:2.

Вышеописанная игра тени связана с надписью на стене Новоместской ратуши от 1640 года (вероятно, обновленной более старой готической надписью), которая является многократной шуткой и ссылкой на отношение Чехии к Риму. Речь идет о надписи из 2 частей, которая читается с обеих сторон. Двусторонние надписи были популярным магическим средством. В их число входит и Абракадабра - заклинание против вредных духов.
SIGNA TE, SIGNA, TEMEREME TANGIS ET ANGIS
ROMA, TIBI SUBITO MOTIBUS IBIT AMOR
Явись как знамение, напрасно ты меня касаешься и мечтаешь обо мне, Рим, сквозь движение (звезд) внезапно придет к тебе любовь.
avatar
Mistr
массовая галлюцинация

Сообщения : 191
Дата регистрации : 2011-08-15

Посмотреть профиль http://praha.web-rpg.com

Вернуться к началу Перейти вниз

Часовня св. Вацлава

Сообщение автор Mistr в Пт Авг 19, 2011 10:56 am


Храм св. Вита, Золотые ворота

Кафедральный храм св. Вита был построен на самом священном холме Праги, вершина которого также и центральная мистическая точка. Этим мистическим центром является часовня св. Вацлава, расположенная в юго-восточной части храма. Место часовни подчеркнуто башней и парадным входом - Золотыми воротами, расположение которых нетипично - на южной стороне, на стороне солнца. В часовне св. Вацлава происходит соединение земли и неба. Здесь человек Вацлав поставлен на роль представителя Бога, верующие входят сюда, чтобы встретиться с Богом. Мученик Вацлав пробивает небесный свод и открывает вход в иной мир. В часовне переплетается символика Вацлава как последователя Христа с символикой Откровения Иоанна Богослова. В этом замысле Вацлав становится Христом, Солнечным героем, Логосом - Божьим словом, созидающим и освящающим, являющимся пониманием правды и основы мира.

Обычно научная литература объясняет декор часовни св. Вацлава как попытку выразить художественными средствами небесный Иерусалим соответственно описанию у Иоанна Богослова. Однако более вероятно, чем художественная иллюстрация Библии, это будущее космическое устройство мира, который уже здесь и сейчас находится в скрытом виде, и который будет в полной гармонии с окружающей Вселенной.

Постройка является свидетельством, что земное и небесное, несовершенное и совершенное, современное и будущее, повседневное и возвышенное связаны и взаимно касаются одно другого. Нужно переступить через «порог». Часовня является этим «порогом», а также и весь город. Прага содержит в себе скрытый потенциал Нового Иерусалима. Вероятно, Карл IV так и понимал Прагу, и поэтому хотел сделать из нее центр христианского мира. Одновременно хотел поставить ее в авангарде будущего устройства мира так, как это написано в Библии. Во время перестройки Праги перед глазами у него был образ небесного Иерусалима, описанного в Откровении Иоанна Богослова, известного как Апокалипсис. Это все должно было подчеркнуть связь св. Вацлава и императорской резиденции с судьбой целого христианского мира. Карл даже назвал Пражский Град Градом св. Вацлава, но название не прижилось.


Часовня св. Вацлава

В часовне св. Вацлава скрыто много тайн, которые не утратили свое значение и сегодня. Например, важной частью часовни является ее акустика, достигающая здесь необычайной величины. Пластины Святовацлавской часовни имеют за собой рассчитанные пустоты. В зависимости от размеров и толщины они звучат в широком диапазоне тонов.

Искусство здесь выполняет задачи приобщения - как в смысле пересечения «порога знаний» и входа за свет, в загробный мир, так и в смысле посвящения, передачи охраняемых тайн. Символы дают возможность связи со священным. Св.Вацлав становится «мостом» и «вратами» в мир иной. Св.Вацлаву здесь возвращена роль Христа, солнечного героя. Дохристианский культ Солнца подчеркнут взаимным положением часовни и Староместской башни Карлова моста, откуда в день летнего солнцестояния можно наблюдать заход солнца за кафедральным собором прямо над часовней.
avatar
Mistr
массовая галлюцинация

Сообщения : 191
Дата регистрации : 2011-08-15

Посмотреть профиль http://praha.web-rpg.com

Вернуться к началу Перейти вниз

Вацлав IV и Прага. Знак зимородка

Сообщение автор Mistr в Пт Авг 19, 2011 11:17 am


Зимородок

Вацлав IV неразрывно связан с символом зимородка в венке и с банщицами, которые часто упоминаются в рукописях его периода. Банщицы на иллюстрациях чувственные, одетые в прозрачные рубашки и проявляют особоую нежную заботу о короле.

Неудивительно, что рассказчик интересных историй Вацлав Гайек из Либочан не пропустил случай поместить в свою Чешскую хронику предание о красивой банщице Сусанне из Королевских бань около Каменного моста, с которой Вацлав тайно встречался в бане для любовных утех. Перворожденный сын императора Карла IV полностью отдавался жизни готического ловеласа, однако его жизнь не была настолько простой и полной развлечений, насколько бы ему хотелось.


Король Вацлав IV с банщицей Сусанной

Любовь к жизни у него включала и более глубокие мистические интересы. Он рос при дворе своего отца, где господствовал живой интерес к тайнам природы. Интерес к единству макрокосмоса с микрокосмосом и к зависимости человеческой судьбы проявлялся в астрологических расчетах при закладке первого камню императорских построек. О продолжении этих традиций во время правления Вацлава свидетельствуют, кроме иных, и три сохранившихся астрологических документа. Исторические источники враждебного церковного лагеря называли Вацлава, из-за его интереса к алхимии и астрологии «consultor demonum».

Хотя Вацлав IV полностью не достигал качеств своего отца, строительство Праги под его патронажем продолжалась в духе, начатом Карлом. Во время правления Вацлава был достроен замечательный храм Девы Марии перед Тыном, доминанта Староместской площади. Скульптурный декор Тынского храма может быть связан с перемещением королевского двора из Пражского Града на Старе Место пражское.


Королевский двор. Модель Лангвейла

Этим перемещением, а также частым пребыванием Вацлава на Вышеграде, на замке Здераза, в замках Кршивоклат, Жебрак, Точник, Новы град у Кунратиц Вацлав заметно снизил значение Градчан и Малой Страны. Его новая королевская резиденция находилась на месте нынешнего Муниципального дома.

С течением времени Вацлав начал окружать себя низшими дворянами и горожанами. При этом так восстановил против себя высшее дворянство, что оно дважды брало его в плен. Его авторитет падал. У него даже забрали титул императора, и Прага перестала быть императорским городом. Это было предвестником дальнейшей потери ее значимости как международной столицы, которую завершила гуситская революция.


Последний раз редактировалось: Mistr (Пт Сен 16, 2011 2:31 pm), всего редактировалось 2 раз(а)
avatar
Mistr
массовая галлюцинация

Сообщения : 191
Дата регистрации : 2011-08-15

Посмотреть профиль http://praha.web-rpg.com

Вернуться к началу Перейти вниз

Община Чешских братьев

Сообщение автор Mistr в Пт Авг 19, 2011 11:22 am

В качестве возможного вдохновения для тайной организации Вольных каменщиков надо упомянуть о старой чешской церковной организации. Чешскобратские традиции начинаются с Петра Хельчицкого (1390-1460), который был духовным основателем Общины. Можно сказать, что это протестантская церковь, которая появилась на целое столетие раньше Мартина Лютера. Менее известен факт, что эту церковную организацию считали тайной, подобно тому, более поздняя организация каменщиков имела три степени посвящения. То, что у каменщиков представляют ученик, подмастерье и мастер, у Чешских братьев называлось аудитор, брат и совершенный брат. Аудиторы, или слушатели, были высшими посвященными и подготовленными для работы братьев. Братья второй ступени представляли природно-философскую академию. Третья ступень уже своим названием говорит о совершенстве, они занимались строительством духовного храма.


Ян Амос Коменски

Их цели часто подобны прокламированным в памфлетах и книгах Братства розенкрейцеров. Вместе с ними они разделили судьбу - преследование католической церковью, с 16 века иезуитами. Многие считали Чешских братьев еретиками, отступниками от истинной веры.

В период правления Рудольфа II Община братьев достигла своего наивысшего расцвета. С Общиной неразрывно связана личность Яна Амоса Коменского (1592-1670). Многие исследователи предполагают, что он был и членом братства розенкрейцеров. Действительно в трудах Коменского находятся мысли, соответсвующие идеалам розенкрейцеров. Его стремления о всеобщем расширении образования, идеи всемирной академии и даже единый всемирный язык можно квалифицировать как розенкрейцовские. Примечательно и сходство написанных им принципов (правил) Братской общины с принципами каменщиков. Вольные каменщики и сегодня ссылаются на него, а несколько лож носит его имя. Даже на окнах часовни Коменского в голландском Наардене изображены символы каменщиков.

Владек Штибер.
avatar
Mistr
массовая галлюцинация

Сообщения : 191
Дата регистрации : 2011-08-15

Посмотреть профиль http://praha.web-rpg.com

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Praga Mystica

Сообщение автор Спонсируемый контент


Спонсируемый контент


Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения